ЭПИЛОГ

Исторический сериал "Славянск. Легенды"

ЭПИЛОГ

Исторический сериал "Славянск. Легенды"
Больше 130 лет назад в 1887 году в Славянске появилась главная железнодорожная артерия города. Она проходила по самому центру и местные жители называли ее "Ветка". После того, как ветка стала не только грузовой, но и пассажирской, ее станции стали разрастаться. До наших дней сохранилась лишь одна станция ветки. которая так и называется "Славянск-Ветка" - она была первой остановкой после вокзала . Станция и сейчас значится на интернет-картах, хотя сегодня практически не используется. Многие станционные пути на ветке уже разобрали.




Небольшой паровоз, который тащил за собой несколько вагонов (в разное время их было от 3 до 6-ти) соединил железнодорожный вокзал Славянска, он находится вот там и Славянский курорт в той стороне. Теперь, гости города, которые приезжали на Славянский курорт, чтобы искупаться в озерах, оздоровиться, отдохнуть, могли относительно быстро преодолеть вот это расстояние в 7 км.







А первой остановкой ветки была контора товарной станции, она находится вот здесь или еще городская ее называли, это постройка до 1910 года сохранилась до наших дней. В то время здесь находились билетные кассы, зал для ожидания пассажиров и помещение дежурного по станции. Станция называлась "Городская", как я уже говорил, она и сейчас находится в ведомстве железной дороги




Именно ветка соединила все платформы, о которых мы рассказывали в проекте "Славянск. Легенды". Сохранились уникальные воспоминания машиниста паровоза Анатолия Макаровича Забрянского, который работал на ветке в 50-х годах. По его словам, в то время количество вагонов, которые ходили по Славянску, достигало 7-8 в будние дни и 10 в праздничные дни. "Ветку обслуживало 4 бригады. Работали и до 12 часов в сутки и по 1-2 поездки, если нужно было ехать по другим маршрутам. После войны ездили паровозы серии Ов - «Овечка», т.к. путь был слабым и ограничение скорости до 40 км/ч. После укрепления пути, моста через Калантаевку и возвращения из эвакуации паровозов, перешли на Су – «Сушки». Жители прозвали паровоз, который тянул вагоны "Кукушкой"







Состав «ночевал» на Рапной. Первый (утренний) рейс был на Вокзал. Ветка на Курорт ходила тендером вперёд, а в город - котлом вперёд. Чистили котёл у Вейсового озера и в локомотивном депо. В конце 1950-х гг. поговаривали о том, что Ветку заменит электричка, но не судилось… В районе промзоны начались провалы в подземные пустоты, которые связали с колебаниями от проходящих составов. Поэтому в 1964г. было решено свернуть железнодорожное сообщение севернее ст.Славянск-Ветка. Железнодорожные пути от Славянск-Ветки до Соль-Заводов и Рапной оказались заброшенными, частично – демонтированными.


Недалеко от ветки находились важные инфраструктурные и культурные объекты города. Один из таких объектов - Купеческий клуб, который сохранился и до нашего времени. На чьи деньги был построен Дом купеческих собраний, до сих пор остается определенной загадкой, по легенде, к его постройке приложили руку несколько человек, в том числе и Меценат Шнурков. Если раньше местным купцам для своих встреч приходилось арендовать помещения в гостиницах - Европа, Одесса, Гранд-Отель, то теперь у них был собственный купеческий клуб для встреч. Официально здание открылось в 1912 году, в клубе не только заключались сделки и обговаривались торговые дела, здесь также проходили развлекательные мероприятия, концерты и спектакли.








Говорят, что после смерти Шнуркова его дело продолжили местные купцы - Карякин, Михайловский, Воронецкий и другие. Это был поистине большой культурный объект, в который вкладывать средства считалось престижно. В советское время в купеческом клубе (в то время уже ДК Ленина) действовал городской театр им.Маяковского. Артисты распределялись из других городов. За годы своего существования драматический театр им. Владимира Маяковского поставил более 200 спектаклей, актеры сыграли не менее 7 тысяч представлений. Театр постоянно гастролировал по городам Донбасса и Украины.












Оставшиеся в Славянске архитектурные памятники - это небольшие крупицы истории, которые позволяют нам узнать, как жил наш город в 19-20 вв. В каждом их этих зданий сохранилась атмосфера нашего города 100 лет назад, людей, которые здесь жили в то время. Однако, практически все они сегодня напоминают места боевых побоищ. Возможно, некоторые из них попали в объектив наших камер в последний раз. И только от нас зависит, сохранится ли в Славянске наследие минувших эпох, или же оно навсегда останется лишь на старых фотографиях и в архивах.

Интересные кадры
Наши партнеры